Новости

НовостиМестная жизньНа «Нафтане» выполнен эксклюзивный монтаж мирового уровня

На «Нафтане» выполнен эксклюзивный монтаж мирового уровня

Добавлено: 5 октября 2016 в 15:43
191 просмотр

Уникальные монтажные работы по замене основной 83-тонной части аппарата WSA (конденсатора) 17 сентября успешно завершились на установке получения серной кислоты ОАО «Нафтан».

Теперь трудно сказать, что было сложнее: решиться или выполнить такой опасный производственный трюк? Хотя этот монтаж лучше сравнивать с вальсом: заводской кран-богатырь «Либхер» поднял аппарат к облакам, покружил в воздухе и бережно, не допуская малейшего касания, с точностью до нескольких миллиметров, вернул с небес на землю. За этим танцем наблюдали, затаив дыхание. «Вестник Нафтана» узнал подробности у заместителя главного механика ОАО «Нафтан» Игоря ПИСКУНА, начальника участка 4/3 ОАО «Нефтезаводмонтаж» Александра ПАХИЛКО и ведущего инженера­-механика ООО «Хальдор Топсе» (Москва) Михаила Максимова.

—Почему этот монтаж можно без преувеличения причислить к уникальному мировому опыту?

Игорь Пискун: — Прежний аппарат WSA отслужил свой срок, и на сентябрь 2016 года была запланирована его замена. Доставить конденсатор в собранном виде невозможно, а на досборку требуется огромное время. По сути, это как конструктор Lego — тысячи деталей. Кроме того, не менее 65 суток требуется для нанесения кислотоупорной футеровки, которая состоит из множества слоев и выполняется строго по технологии, при определенной температуре. Но платить почти полгода экологический налог (во время простоя установки сероводород сжигается на факеле, при этом образуется диоксид серы) мы себе позволить не можем. Было принято решение монтировать аппарат уже в собранном виде, с футеровкой. Прежде такие работы выполнялись только в Саудовской Аравии и Канаде. Рискованно, но временная и денежная экономии того стоят!

Трудностей было много, а главная состояла в том, чтобы переместить груз, не повредив целостность кирпичной кладки, которую может нарушить малейший перекос или деформация. Все вышеперечисленные работы мы смогли выполнить на производственной площадке установки получения серной кислоты заблаговременно. Каждая сторона понимала степень ответственности.

Руководство производства НТиА своевременно подготовило заявку на закупку всей необходимой такелажной оснастки и грузоподъемной рамы для выполнения этой работы. А компания-лицензиар и поставщик оборудования «Хальдор Топсе» сумела в сжатые сроки разработать и поставить соответствующее грузоподъемное оборудование. Особенность приспособлений — возможность выполнения замеров усилия натяжения в каждой из восьми точек для индивидуального контроля нагрузки. Был установлен компьютер с монитором, на котором отображались данные тензодатчиков с каждой оси. Совместно с «Хальдор Топсе» и НЗМ в несколько этапов мы выполнили предварительную регулировку. Была составлена схема расчета процентов нагрузки на каждую ось.

—Какими единицами измерения лучше оперировать, чтобы понимать степень точности распределения груза?

Михаил Максимов: — У нас было восемь подвесов. Между ними распределили 83-тонную нагрузку с разницей не более одной тонны. Смещения, перекоса в несколько миллиметров было бы достаточно, чтобы футеровка треснула.

И. П.: — Также было важно поставить аппар��т на идеально ровную поверхность. По плану производственных работ (ППР), разработанному специалистами НЗМ, опорные поверхности были отрегулированы до миллиметра. Выполнить это можно было только с помощью современного геодезического оборудования.

Слаженная работа «Нафтана» со своим постоянным партнером — генподрядчиком ОАО «Нефтезаводмонтаж», тщательная подготовка к монтажу надзорной организации «Хальдор Топсе» позволили нам справиться с этой непростой задачей успешно.

—Как «Нафтан» решился на этот монтаж? В случае неудачи — полугодовой простой установки, миллионы экологического налога. Да и стоимость аппарата добавляет нули к сумме риска…

И. П.: — Жизнь заставила. Штрафы не позволяют нам останавливать установку получения серной кислоты более чем на 20 дней. Это экологический объект, важный для города и региона. На летнем ремонте второй очереди удалось сэкономить четыре дня. Они нам очень помогут сейчас.

—Какая подготовительная работа была проделана специалистами каждой из сторон-участниц проекта, и как в целом была воспринята его идея?

И. П.: — Потрудиться пришлось многим заводским службам, особенно проектировщикам. Представьте: вспомогательное оборудование, приборы КИПиА, освещение, газоходы, воздуховоды, технологические трубопроводы — всё опиралось на прежний аппарат WSA. Демонтировав всё, мы бы очистили площадку и провели монтаж в более комфортных условиях. Но сколько времени пришлось бы потратить на восстановление?

Заблаговременно вокруг аппарата WSA был смонтирован целый комплекс опор, подвесные системы, пространственные рамы. Они позволили на действующей установке, на ходу, перенести нагрузку всех технологических линий, высоковольтных кабелей. Словом, фокус получился таким: ствол этого технологического дерева мы вытащили, а ветки закрепили во временном пространстве. Все рабочие чертежи выполнила наша заводская ПКС.

Работы было много и у механической службы производства НТиА. Не подвела нас материально-техническая служба завода. Сложные договора на поставку оборудования, переговоры, сжатые сроки — они всё сумели реализовать. Отдельное им спасибо!

Александр Пахилко: — С «Нафтаном» мы работаем очень давно, и если нашему партнеру нужна помощь — никогда не откажем. Были четко поставлены задача и сроки. И мы понимали их объективную необходимость. Сотрудничество с «Хальдор Топсе» не вызывает проблем. Поставка оборудования была четкой, согласно графику. Всё пришло своевременно, в нужной комплектации.

Траверсу с датчиками мы получили уже испытанной. Коэффициент сомнения в успехе дела был невелик. С такими надежными и проверенными десятилетиями партнерами — не страшно. Прежде мы не сталкивались с такой комплектацией груза, но работали и с большим весом.

Максимально все возможные работы мы постарались сделать до начала ремонта. Собрали аппарат WSA. Сделали для него опорные рамы. Рассчитали траекторию перемещения аппарата при демонтаже старого и монтаже нового.

М. М.: — Для нас было важно своевременно поставить траверсу. Причем надо учитывать особенности законодательства единого Таможенного пространства. Потребовалось получение соответствующих разрешительных документов. На аналогичных установках НПЗ разных стран мы неоднократно предлагали нашим заказчикам провести такой же сложный монтаж. Но те, оценив свои силы и возможности, отказывались, растягивая до полугода временные рамки ремонтных кампаний. Нам очень приятно, что «Нафтан» и НЗМ располагают квалифицированными специалистами, и вместе мы смогли реализовать такой уникальный перенос. Этот опыт мы сможем использовать в работе с нашими заказчиками по всему миру.

—А гимн Республики Беларусь, который звучал в завершении самых ответственных этапов монтажа, — традиция НЗМ?

А. П.: — Такое музыкальное сопровождение — местная инициатива. Но оно соответствовало общему настроению на площадке. Все понимали волнительность момента и в душе торжествовали, когда всё прошло на ура!

—В качестве резюме попрошу представителей всех участников монтажа назвать главную сложность для своей стороны.

И. П.: — Самым трудным для «Нафтана» было решиться на этот монтаж. Это стало возможным только благодаря современной технике, которая не так давно у нас появилась — это кран «Либхер» грузоподъемностью 750 тонн. Без него мы бы даже не стали рассматривать проведение этой операции собственными силами. Благодаря такому уникальному крану, на котором работают наши опытные крановщики, мы смогли сэкономить время на ремонте этой установки и внушительные финансовые средства.

Очень важно сохранить в составе предприятия и ремонтный персонал, и спецтехнику. Сторонняя организация, понимая степень риска, никогда не взялась бы за такой монтаж. Объективно оценивая свои силы и способности, мы решились на этот шаг, и всё получилось.

А. П.: — А нам комфортно работать плечом к плечу с такими высококвалифицированными специалистами. На площадке наши люди понимают друг друга с полуслова и полувзгляда. Самым сложным для нас был, конечно же, монтаж аппарата. Мы все очень переживали. Нельзя было допустить даже легкого касания. Было несколько узких мест во время монтажа, когда с каждой стороны оставалось 5-10 миллиметров. Мы тщательно готовились. Всё было просчитано, продумано и оговорено, но переживания были сильными.

М. М.: — Для нас отчасти это тоже новый опыт. Отмечу высокую мотивированность и профессиональный интерес «Нафтана» и НЗМ. Это отличает наше сотрудничество, результатом которого стал общий успех!

Татьяна Зенько
фото Татьяны Зенько и из архива управления главного механика ОАО «Нафтан»

Оставить комментарий:

Комментировать новости могут только зарегистрированные пользователи.

Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь!

Мы в социальных сетях

Разработка дизайна Narisuemvse.by, разработка сайта 0214.BY